Банкротство как способ оздоровления предприятия
Добавить в избранное
12.02.2010 14:18:47

Банкротство как способ оздоровления предприятия

Из всего многообразия причин, приводящих к убыточности предприятий, можно выделить ряд общих, как например, не проведение модернизации на протядении длительного периода времени, исчисляемого годами, устаревание основных средств, и, как следствие, отсуствия обновленных оборудования и технологий, невозможность создать качественный, конкурентноспособный и ликвидный товар. Для внедрения новейших технологий и обновления оборудования нужны инвестиции, но инвестиционный климат в настоящее время не в полной мере способствует этому.

Например, в сельском хозяйстве рост цен на продукцию поставщиков, а также общий рост инфляции значительно опережали рост цен на собственную продукцию. В результате собственные средства, в т.ч. и оборотные, сельскохозяйственных предприятий значительно уменьшились. Для того чтобы каким-то образом осуществлять свою деятельность, предприятия были вынуждены замещать эти средства товарными или денежными кредитами. Что, в свою очередь, привело к еще большему увеличению кредиторской задолженности. На сегодняшний день тенденция к снижению платежеспособности сельскохозяйственных предприятий по этой причине все еще сохраняется.

Еще одна причина убыточности предприятий носит психологический характер и опять же больше присуща сельскохозяйственным предприятиям. Так, до настоящего времени реформы практически не затронули село, колхозам и совхозам постоянно предоставляются денежные и товарные кредиты, дотации. Помимо прочего, подавляющая часть работающих -- пожилые люди. Эти обстоятельства стали причиной того, что работники многих сельхозпредприятий просто не заинтересованы в каких-либо преобразованиях, полагая, что кредиты и льготы будут даваться и дальше.

Увеличивается стоимость необходимых для жизни продуктов, товаров, работ, услуг, опережая рост заработной платы работников убыточных предприятий. Причина та же - отсутствие оборотных средств, а следствие - недостаточная мотивация рабочего персонала.

Все вышеизложенное можно отнести к внешним причинам неплатежеспособности. Минимизировать внешние воздействия и создать условия для восстановления платежеспособности предприятий, обеспечить в определенной мере их эффективное развитие могли бы некоторые управленческие технологии.

В частности, организационно-правовая форма убыточных предприятий не в полной мере позволяет участнику производственного процесса реально участвовать в принятии важных решений, от которых зависит результат -- получение прибыли, ее распределение. Фактически без участия государства убыточные предприятия не могут принимать решения по основным направлениям, например по приобретению и отчуждению основных средств, сдаче их в аренду, в т.ч. земельных участков.

Практика свидетельствует, что руководители убыточных предприятий недостаточно хорошо представляют реальную ситуацию на предприятии. Это, в свою очередь, ведет к необоснованным затратам, или предприятие берет кредиты, которые в последующем не может вернуть.

Недостаточно организована сбытовая политика, которая не в полной мере предусматривает эффективный поиск потенциальных поставщиков и потребителей. Отчасти по этой причине продукция убыточного предприятия лежит на складе, не находя сбыта, а значит, предприятие не получает дохода.

Таким образом, необходимо предпринимать неотложные меры по оздоровлению убыточных предприятий.

Еще один путь оздоровления убыточных предприятий -создание законодательных условий для более свободной реализации их продукции. Так, предприятия должны иметь больше возможностей формировать цены на свою продукцию. Необходимо исключить случаи, когда цены, которые позволяет сформировать законодатель, ниже реальных затрат на производство этой продукции, что имеет место на некоторых сельскохозяйственных предприятиях.

Если же производство осуществляется на изношенном оборудовании с использованием старых технологий, предприятием руководит плохой управленец или собственник, логично было бы объявить такое предприятие банкротом. Хотя процедура банкротства и имеет некоторые недостатки, в частности бывает слишком длительной, но она является достаточно эффективным инструментом оздоровления предприятия и единственной возможностью для освобождения его от долгов. Важно учитывать, что неспособные осуществлять хозяйственную деятельность предприятия сильно осложняют работу на рынке другим предприятиям, ограничивают их оборотные средства.

В этой связи необходимо остановиться на основных положениях действующего законодательства, которое регулирует процедуру банкротства убыточных предприятий с точки зрения интересов как самих таких предприятий, так и их кредиторов. Важно остановиться также на социальном аспекте этой процедуры.

Основным нормативно-правовым документом в процедуре банкротства является Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Положениями этого акта убыточному предприятию предоставлено право самому возбуждать процедуру банкротства.

Чтобы установить, является ли предприятие фактически платежеспособным или оно все же имеет признаки устойчивой неплатежеспособности, с момента возбуждения процедуры банкротства устанавливается защитный период продолжительностью до трех месяцев. За это время нужно также разобраться с финансовым состоянием предприятия и определить, существует ли возможность восстановить его платежеспособность и обеспечить сохранность активов. В защитный период руководитель убыточного предприятия не отстраняется от работы. С целью защиты интересов предприятия, сохранности его имущества в этот период может приостанавливаться исполнение судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до возбуждения конкурсного производства. Также в это время запрещается удовлетворять требования учредителя о выделении доли в имуществе предприятия.
Если будет установлено, что предприятие имеет устойчивую неплатежеспособность, которая, скажем, может выражаться в превышении стоимости его платежных обязательств над стоимостью имущества, то для оздоровления или освобождения от долгов вводится процедура конкурсного производства, общий срок которого при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, а санации -- 22 месяца. На этой стадии для защиты интересов убыточного предприятия вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Он приостанавливает исполнение вынесенных ранее судебных решений и иных исполнительных документов. В этот период также не начисляются проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Прежний руководитель убыточного предприятия на стадии конкурсного производства отстраняется от работы и управление делами предприятия возлагается на управляющего.

В процессе конкурсного производства какие-либо требования к предприятию может предъявить не любой кредитор, а лишь тот, который имеет статус конкурсного кредитора. Он может заявлять о своих интересах только через общее собрание кредиторов.

Чтобы восстановить платежеспособность должника и урегулировать его взаимоотношения с кредиторами, вводится санация, которая рассматривается в качестве процедуры конкурсного производства. Срок ее, как правило, не превышает 18 месяцев. На этой стадии для восстановления платежеспособности должника (санирования) могут приниматься, в частности, такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества предприятия, предоставление ему финансовой помощи и другие.
Скажем, при оздоровлении сельхозпредприятия надо учитывать, что земля требует для ее обработки достаточно больших постоянных затрат. Поэтому если прогнозируемые доходы после урожая не позволяют покрыть этих затрат, то следует рассматривать возможность использовать землю для выращивания другой культуры или по другому назначению, например для выращивания лекарственных трав или развития рыбного хозяйства. Все оставшиеся средства можно направить на получение прибыли от обработки более плодородных земель.

Избежать ликвидации предприятия можно, продав предприятие как единый имущественный комплекс. Такая мера позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, а также сохранит рабочие места.

Если все же восстановить платежеспособность предприятия не удалось, тогда в целях его ликвидации и освобождения от долгов применяется ликвидационное производство.

На любой стадии предприятие может заключить с кредитором мировое соглашение. В рамках такого соглашения можно предусмотреть отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований, исполнение обязательств предприятия третьими лицами и т.п. Такие договоренности с кредиторами могут создать условия для выхода предприятия из убыточного состояния.

Законодатель учел особенности отдельных видов убыточных предприятий, в частности банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций, и предусмотрел особенности процедуры банкротства этих предприятий с целью защиты их прав и интересов.

Как отмечалось ранее, одной из причин убыточности сельхозпредприятий является психологический фактор. Думается, процедура банкротства в этом случае позволит устранить его и убедит работающих в необходимости проведения мер оздоровления предприятия.

Таким образом, процедура банкротства реально может вывести убыточное предприятие из неблагоприятного экономического положения, а если это невозможно освободить его от долгов.

Если рассматривать процедуру банкротства с точки зрения интересов кредиторов убыточного предприятия, можно отметить следующее.

Законодатель предоставил и кредитору право возбуждать процедуру банкротства. Такое право имеют также орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы. Кредитор вправе возбудить названную процедуру, если предприятие не исполняет свое платежное обязательство как минимум в месячный срок при условии его предупреждения о возбуждении процедуры банкротства. Важно учитывать, что размер госпошлины в этом случае составляет всего 10 МЗП, что практически позволяет применять процедуру банкротства для целей возврата долгов независимо от их размеров.

В защитный период, охраняя интересы кредиторов, законодатель хотя и не отстраняет руководителя убыточного предприятия, но совершать сделки и исполнять платежные обязательства разрешает только с письменного согласия временного управляющего. Также только с письменного согласия временного управляющего может быть принято решение органами управления должника об участии в ассоциациях или союзах, иных объединениях юридических лиц.

Кроме того, с целью защиты интересов кредиторов в защитный период предприятие ограничено в принятии решения по некоторым вопросам, в частности о своей реорганизации или ликвидации, создании организаций и филиалов, вхождении в организации, выходе из организаций, выплате дивидендов и др.

Конкурсное производство как процедура банкротства осуществляется также в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности.

Законодатель в процедуре банкротства уделил достаточно серьезное внимание и социальному аспекту. Так, к числу кредиторов по отношениям, вытекающим из трудовых, отнесены представители работников должника. Фактически законодатель предоставил процессуальную возможность для трудового коллектива любого предприятия возбуждать процедуру банкротства, если это предприятие имеет задолженность по зарплате свыше одного месяца. С другой стороны, такое право работников должно использоваться только обоснованно, чтобы процедура банкротства не нарушала устойчивости предприятия.

Кроме того, Закон исключает возможность приостановления взыскания, например, задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, задолженности по оплате труда. Не погасив эти задолженности, предприятие, в частности, не сможет заключить мировое соглашение.

Помимо этого, при разрешении вопроса об очередности удовлетворения требований законодатель установил предпочтение работникам перед требованиями других кредиторов. Для защиты интересов работников убыточного предприятия установлено, что управляющий обязан продолжать выполнять в соответствии с законодательством условия трудового и коллективного договоров. Кроме того, уполномоченный орган вправе произвести выплаты работникам государственных и других организаций в счет компенсации заработной платы, не выплаченной до открытия конкурсного производства.

При банкротстве градообразующих предприятий законодатель исходил из того, что от них зависит жизнедеятельность населенного пункта или значительной его части. Большинство жителей этих населенных пунктов трудоустроены в убыточном предприятии. Следовательно, необходимо решать достаточно серьезные проблемы, связанные с обеспечением социальных гарантий трудового коллектива и населения, проживающего в этом районе, в населенном пункте. Речь в этом случае может идти о создании необходимых условий для детей, молодежи, пенсионеров и др.
Поэтому законодатель установил, что в процедуре банкротства жилые помещения социального пользования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие регион, должны передаваться в управление соответствующей административно-территориальной единицы Беларуси (уполномоченных ею органов), на которую возложены обязанности по содержанию и обеспечению функционирования этих объектов. При этом передача объектов осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.

В процессе санации должника -- градообразующей организации предприятие может быть продано, что позволит сохранить рабочие места. В таком случае учитываются интересы работников. Так, эта продажа при наличии ходатайства органа госуправления или местного исполнительного и распорядительного органа возможна только по конкурсу, обязательными условиями которого являются сохранение не менее 70% рабочих мест. Даже в случае признания градообразующей организации банкротом управляющий в процессе ликвидационного производства для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если покупатель не найдется, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

Подводя итоги, можно отметить, что процедура банкротства является одним из инструментов, который реально позволяет вывести убыточное предприятие из неблагоприятного экономического положения, освободить его от долгов, защищая при этом интересы как самих убыточных предприятий, так и кредиторов, а также граждан.




< Вернуться к списку статей

При размещении информации с нашего сайта в других источниках ссылка на наш сайт обязательна!